Защита прав потребителя

Защита прав потребителя

На вопрос отвечает Гончарова Наталья Константиновна
юрист РФ Коллегии Адвокатов «Люди Дела»
Вопрос:

Как вернуть некачественный товар продавцу

Ответ:

Как вернуть некачественный товар продавцу

При покупке техники или мебели в магазине невозможно тщательно проверить её качество или качество работы. Чаще всего недостатки товара обнаруживаются при эксплуатации. Когда покупатель обращается к продавцу для устранения недостатков товара, продавец обязан произвести осмотр а, при необходимости и ремонт товара за свой счет.

Также, продавец обязан произвести обмен или возврат товара по требованию покупателя в случаях, предусмотренных законом. Но продавцы, как правило, только отписываются, ссылаясь на отсутствие оснований для ремонта, замены или возврата товара.

Что делать, если продавец отказал покупателю в возврате товара?

Если купленный товар (техника, инструменты, мебель и т.д.) имеет дефекты, или при эксплуатации работает со сбоями, некачественно осуществляет свои функции, товар можно вернуть продавцу в период гарантийного срока. Однако для каждого товара существует определенные условия возврата, установленные Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Прежде чем обращаться в суд с исковым заявлением, необходимо соблюдение претензионного порядка. А именно, необходимо вручение продавцу письменной претензии с требованием расторгнуть договор купли-продажи товара и вернуть денежные средства покупателю. Претензия может быть направлена почтой (заказным или ценным письмом, для того, чтобы имелось подтверждение о том, что претензионный порядок покупателем соблюден), также, можно вручить претензию сотрудникам организации-продавца (на экземпляре покупателя сотрудник обязан проставить отметку в получении, дату, свою должность, фамилию и подпись).

Следует иметь ввиду, что правильность написания претензии очень важна, так как это документ, который впоследствии будет предоставлен в судебную инстанцию. Поэтому, если покупатель не обладает достаточными познаниями для грамотного оформления претензии, лучше обратиться за правовой (юридической) помощью.

После получение ответа продавца на претензию, а в случае отсутствия ответа – по истечении тридцать календарных дней, можно обращаться в суд с исковым заявлением.

Какие требования заявлять в иске о возврате товара?

Как правило, в исковом заявлении указываются требования, содержащиеся в ранее направленной продавцу претензии. Но помимо этих требований истец (покупатель) может заявить требования о взыскании с продавца штрафа, предусмотренного Федеральным законом «О защите прав потребителей», моральной компенсации и судебных и иных расходов.

Важно знать, что доказывать, что товар имеет дефекты, недостатки и непригоден для эксплуатации, придется покупателю. Для этого стоит обратиться за экспертизой к специалистам. Экспертизу можно провести как до судебного разбирательства и приложить к исковому заявлению, так и в судебном процессе (что целесообразнее). Чтобы суд назначил экспертизу, покупатель должен заявить ходатайство о проведении экспертизы. Экспертиза оплачивается заявителем (расходы на экспертизу можно взыскать с продавца, в случае, если суд иск удовлетворит).

Помимо этого, покупатель должен доказать суду, что его позиция по делу о возврате товара имеет основания, предусмотренные законодательством РФ (например, что данная категория товара подлежит возврату, период возврата товара не истек, покупателем соблюдены / не нарушены условия приобретения и использования товара и т.д.). Если покупатель не владеет юридическими знаниями, лучшим вариантом будет обратиться к адвокату или юристу за помощью. Расходы же, понесенные покупателем на оплату юридических услуг, взыскиваются с продавца.

Юрист, Наталья Гончарова